fbpx

Our Promotion

×
2022-2023 Soft Mozart Academy is officially started! (21 Sep 2022)

Feel free to start your Progress Diaries

× Teachers Training Experience

Обучение педагогов Soft Mozart

More
13 Aug 2022 20:13 #44466 by Vinogrua
Уважаемая Елена Владимировна! Спасибо, что нашли время и терпение прочесть моё послание и прокомментировать его. Я очень рад получить отклик с Вашей стороны. Буду двигаться дальше в заданном направлении.
The following user(s) said Thank You: hellene

Please Log in or Create an account to join the conversation.

More
19 Aug 2022 02:42 #44522 by Vinogrua
О роли фортепиано в традиционной музыкальной педагогике и в системе «Софт Моцарт»
Эссе
Многовековая история развития музыки знает много разновидностей клавишных инструментов: орган, клавикорд, клавесин, фортепиано, электроорган, наконец, синтезатор. В 1709 году итальянский мастер клавесинов Бартоломео Кристофори изобрёл инструмент, позволяющий исполнителю влиять на громкость звучания с помощью различной силы нажатия на клавиши. С тех пор фортепиано прошло длительный путь развития и усовершенствования, вытеснив своих прямых предшественников (клавесин и клавикорд). Благодаря своей универсальности сегодня фортепиано является не только концертным, но также вспомогательным и педагогическим инструментом. Именно фортепиано используется как базовый инструмент в процессе освоения различных музыкальных дисциплин, таких как теория, сольфеджио, гармония, музыкальная литература, полифония, чтение партитур и т.д. В традиционной русской музыкальной педагогике фортепиано является обязательными инструментом для всех музыкантов вне зависимости от специальности.
Это обусловлено рядом особенностей данного инструмента. Помимо тембрового богатства и виртуозных возможностей фортепиано обладает тремя ключевыми свойствами, позволяющими использовать его как инструмент педагогический. Прежде всего, это диапазон инструмента, который включает в себя все музыкальные звуки. Диапазон любого другого инструмента является лишь частью диапазона фортепиано. Таким образом, клавиатура фортепиано представляет целостную систему. Сюда же относится его полифоничность, то есть многоголосность. Это делает фортепиано инструментом универсальным, позволяющим исполнять на нём не только фортепианную литературу, но также хоровые и оркестровые партитуры или клавиры, а также аккомпанировать вокалистам.
Второе ключевое свойство фортепиано — это последовательное расположение клавиш, образующих звукоряд, который можно зрительно соединить с линиями нотного стана. Это может послужить опорной точкой для начинающих. Наглядность клавиатуры фортепиано даёт ученику общую картину звуковой организации в музыке. Подобная звуковая организация присутствовала на монохорде — прародителе всех клавишных инструментов, который использовал итальянский монах X – XI веков, теоретик музыки и педагог Гвидо Аретинский.
Наконец, данный инструмент позволяет легко и точно извлекать звуки строго определенной высоты, что способствует развитию музыкального слуха и координации движений обучающегося.
Все перечисленные особенности делают фортепиано наиболее целесообразным и незаменимым инструментом в процессе обучения музыке.
В системе «Софт Моцарт» клавиши фортепиано обозначаются наклейками или закладками с картинками-символами, что позволяет ученику быстро находить нужные клавиши, развивая тем самым зрительно-моторную координацию при чтении нот. Эти средства также дают возможность проговаривать или пропевать ноты, что способствует развитию речи, голоса, слуха, памяти. Визуальные подсказки разгружают зрительное восприятие и позволяют освободить мышечный аппарат ученика.
Необходимым техническим условием обучения по программе «Софт Моцарт» является наличие цифрового (электронного) фортепиано (или синтезатора), которое можно подключить к компьютеру, обеспечивающему взаимодействие с программой. Как известно, большинство консервативных педагогов фортепиано критически относятся к использованию электронных инструментов для обучения. У многих существует укоренившееся представление о том, что обучение игре на фортепиано необходимо осуществлять только на акустическом инструменте, обладающим «живым» звуком. В этом, безусловно, есть доля истины, поскольку высшее мастерство исполнителя на качественном живом инструменте может раскрыться в большей мере. Для пианистов-профессионалов акустический инструмент является вполне самодостаточным. В то же время акустические инструменты обладают рядом недостатков по сравнению с электронными. Они нуждаются в систематической настройке и обслуживании, со временем утрачивают способность долго держать строй. К сожалению, некоторые родители не вполне осознают, какой вред могут нанести занятия на расстроенном инструменте слуху ребёнка.
Вместе с тем в настоящее время цифровые (электронные) фортепиано прочно вошли в жизнь музыкантов. Современные цифровые пианино и рояли известных брендов — это уже не те инструменты, которые выпускались ещё 15 - 20 лет назад. Они тоже проходят свой путь развития и усовершенствования. Некоторые из них неотличимы от акустических не только по качеству звука, но и по прикосновению, туше. В дорогих моделях посредством электроники воплощаются все тонкости «живого» фортепианного звука, а также воссоздаются тактильные ощущения игры на акустическом инструменте.
Однако зададимся вопросом, нужно ли всё это начинающему ученику? Практика многих педагогов и здравый смысл говорят об обратном. На самом деле уровень инструмента должен повышаться по мере профессионального роста ученика. Так, на начальном этапе обучения ребёнка главным критерием выбора инструмента должен являться его чистый строй. Этим качеством обладают все цифровые фортепиано и синтезаторы. Они не нуждаются в настройке и постоянном обслуживании. В то же время эти инструменты гарантируют точный строй, который формирует чистый, не искаженный музыкальный слух ученика. Наиболее удобными для начинающих детей в возрасте до пяти лет являются 61-клавишные синтезаторы с лёгким нажатием. Техника игры на синтезаторе отличается от фортепианной тем, что она является пальцевой и не требует использования веса всей руки. А ребёнок, начинающий осваивать инструмент, играет на нем именно пальцами, развивая мелкую моторику. Такие инструменты не вызывают мышечного напряжения ещё не окрепших рук и позволяют большую часть внимания переключить на освоение нотного текста, «географии» клавиатуры, подбору удобной аппликатуры. На начальном этапе обучения именно эти задачи являются первостепенными. Поэтому недорогой клавишный синтезатор может стать отправной точкой начинающего в мир музыки.
Опровержением предрассудков относительно использования синтезатора на начальном этапе обучения может послужить и сама история развития фортепиано. Великие музыканты прошлого до появления фортепиано в его современном виде начинали свой путь с клавикордов и клавесинов — предшественников фортепиано. Эти инструменты были весьма далеки от совершенства и обладали ограниченными возможностями. Помимо лёгкой клавиатуры их звучание было гораздо более скудным и однообразным в сравнении с современными клавишными синтезаторами. Тем не менее, многие поколения музыкантов выросли на них, что отнюдь не воспрепятствовало раскрытию их талантов. Это объясняется тем, что сознание человека по своей природе способно мысленно обогащать любое, даже самое несовершенное звучание. Таким образом, синтезатор с лёгкой клавиатурой никак не может испортить слух или руки ребёнка.
Сегодня интеграция синтезатора с компьютером безгранично расширяет его возможности, в том числе и педагогические. Использование компьютера в учебном процессе в настоящее время является незаменимым. Посредством компьютера можно не только воспроизводить звуковые и видео файлы, демонстрировать презентации, но также проводить опросы, тестирования, голосования. В современной школе компьютер используется для сдачи экзаменов по иностранным языкам. Освоение профессиональных навыков в самых различных областях также не обходится без использования компьютерных технологий: управление автомобилем, поездом, самолётом и т.д. Совершенно очевидно, что на пути к повсеместному внедрению компьютерных технологий в фортепианную и музыкальную педагогику стоит лишь одно препятствие — консерватизм. Вместе с тем создаётся неисчислимое количество всевозможных бесполезных компьютерных игр и программ, в том числе и музыкальных, которые отнимают время детей, но не способствуют их музыкальному развитию. И на первый взгляд может показаться, что программа «Софт Моцарт» — это одна из них. Однако при более близком знакомстве с этой программой становятся очевидным тот факт, что «Софт Моцарт» — это отнюдь не развлекательная игра, а тщательно продуманная и научно обоснованная обучающая система. Благодаря своей интерактивности программа позволяет удовлетворять когнитивный (познавательный) запрос ученика, то есть даёт понимание о правильности или ошибочности его действий. Различные форматы представления нотного текста (от вертикального нотного стана с картинками до традиционного) опираются на общепризнанные дидактические принципы обучения: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от общего к частному.
Использование в программе различной цветовой графики, анимации длительностей нот, азбучные символы, фокусная линия, символические персонажи (Паук, Бабочка, мистер Упс), — всё это направлено на эффективное освоение учеником музыкального языка и навыков чтения нотного текста. Программа «Софт Моцарт» в совокупности с электронным фортепиано является незаменимым инструментом для ученика в его самостоятельной работе. По сути, она является живым, интерактивным учебным пособием, способным вести ученика, корректировать и оценивать его шаги. Она учит ставить цели и добиваться их, развивает уверенность в своих силах, мотивирует к дальнейшему развитию. В то же время программа никак не исключает участие педагога, а лишь значительно облегчает его труд, делая его более рациональным и осмысленным.
The following user(s) said Thank You: Аким

Please Log in or Create an account to join the conversation.

More
19 Aug 2022 02:45 #44524 by Vinogrua
Attachments:

Please Log in or Create an account to join the conversation.

More
09 Sep 2022 07:36 - 09 Sep 2022 07:50 #44964 by Губочкина Елена
Здравствуйте, Сергей!

Очень приятно познакомиться с Вами, очень интересно Вас читать и слушать: и Вашу игру, и Ваш доклад.
Про учебники Алеева: я глубоко не внедрялась в изучении программы, знаю лишь то, что он ученик и продолжатель дела Д.Б.Кабалевского. Конечно, есть там рациональные моменты, интересные находки, в пору учебы в институте (получая специальность "Учитель музыки") просматривала эти учебники, сканировала яркие иллюстрации оттуда и распечатывала их в увеличении на цветном принтере (тогда интернет не был таким доступным), но просто на сегодняшний день есть метод гораздо эффективный, который может сделать музыкально грамотным персонально каждого ученика. Соединить всё лучшее из программы Кабалевского + игра и пение тизеров при изучении классических произведений с помощью Софт Моцарт = настоящий результат!!! У меня есть много знакомых, которые помнят "ад" с уроков музыки в школе, когда они писали скрипичные ключи и учили ноты и длительности без привязки к инструменту, к звуку. Они до сих пор (в 50-60 лет) недоумевают и возмущаются "Для чего и зачем это было!". Вопрос: зачем нужно такое преподавание музыкальной грамотности?

И ещё ответ на пожелание:
"Было бы прекрасно, например, иметь возможность быстрого доступа к определенным пьесам, которые находятся в работе, чтобы не искать их каждый раз в библиотеке. Конечно, это возможно сделать, создав отдельный каталог в папке song, и скопировать в него нужные файлы. Однако такие действия не добавляют простоты в использовании программы. А как это пригодилось бы, в случае, если программой пользуется не один, а несколько человек и у каждого свой репертуар!"

Мы это всё давно делаем сами, вручную. В папке Songs cоздаем папку для ученика, например "Даша, 3 класс" и в неё копируем файлы из других альбомов, которые играет Даша. Заходим через диск С.
Last edit: 09 Sep 2022 07:50 by Губочкина Елена.

Please Log in or Create an account to join the conversation.

Time to create page: 0.143 seconds