- Posts: 5474
- Karma: 50
- Thank you received: 2178
-
Home
-
Forum
-
English Forum
-
Learning experience/Опыт обучения
-
Teachers Training Experience/Опыт Педагогов
- Чайковский Обучение СМ
Our Promotion
- Forum
- English Forum
- Learning experience/Опыт обучения
- Teachers Training Experience/Опыт Педагогов
- Чайковский Обучение СМ
The Butterfly Ball - 2025 is Extended! (15 Jan 2025)
To give more of our talented students and participants the opportunity to shine, we are thrilled to announce that the Butterfly Ball - 2025 recital has been extended until February 1, 2025!
Чайковский Обучение СМ
Губочкина Елена wrote: Галина, вы с Акимом такие молодцы! Это ваше видео про то, ка рождается звук...!!!! я его сразу на стену выставила рядом с докладом, чтобы все увидели то, что не убедило. То, что я не смогла показать)
Елена, рада, что наши видео оказались полезными!
У нас на выходе следующая серия: про Гномика и Паучка)

Please Log in or Create an account to join the conversation.
- Губочкина Елена
-
Topic Author
- Offline
- Platinum Boarder
-
- Posts: 2913
- Karma: 10
- Thank you received: 1203
Please Log in or Create an account to join the conversation.
- Губочкина Елена
-
Topic Author
- Offline
- Platinum Boarder
-
- Posts: 2913
- Karma: 10
- Thank you received: 1203
Губочкина Е.В.
«Музыкально-компьютерные технологии XXI века.
Обучение чтению нот с помощью программы "Софт Моцарт" - основа музыкальной школы нового поколения».
Здравствуйте уважаемые коллеги, участники конференции. Меня зовут Губочкина Е.В. я преподаватель фортепиано в ДШИ №1 г.Чайковский Пермский край. Я являюсь сертифицированным педагогом Софт Моцарт и работаю по этой системе 3-ий год в подготовительной группе школы искусств, а так же по возможности в классе фортепиано на хоровом отделении. Кроме того, по программе Софт Моцарт занимаюсь со своими детьми дома: с восьмилетней дочерью, ученицей ДШИ и с пятилетним сыном дошкольником.
Одновременно являясь педагогом в классе фортепиано и родителем ученика музыкальной школы, я освоила эту новую систему и изнутри, и снаружи. И сегодня могу с полной ответственностью утверждать, что система Софт Моцарт – это лучший, единственно верный на сегодняшний день путь в обучении музыкальной грамотности, который гарантирует результат каждому начинающему.
Обучение чему-либо новому начинается с изучения основ, общих понятий, освоения главных навыков. С чего начинается обучение первоклассника в музыкальной школе? Обратимся к программным требованиям:
1. Введение ребенка в мир музыки, знакомство с возможностями инструмента.
2. Постановка пианистического аппарата; знакомство с основными приемами звукоизвлечения (legato, non legato, staccato);
И лишь потом…
3. Хорошее ориентирование на клавиатуре фортепиано;
4. Освоение простейших ритмических фигур (четверть – восьмые);
А дальше, внимание!
«Постепенно, в зависимости от индивидуального продвижения ученика, добавляются следующие задачи: запоминание расположения нот на нотоносце; чтение с листа, развитие самостоятельных творческих навыков».
Будучи начинающим педагогом, я проводила опрос среди своих учеников и их родителей. Мне было принципиально важно понять, для чего ученик пришёл в мой класс и чему хочет научиться? А также, с какой целью родители привели ко мне своего ребёнка? Для общего развития (что в умах музыкантов-профессионалов означает «занять время после уроков, чтобы «не болтался на улице») или для профессиональной подготовки (чтобы дети могли поступить в образовательные учреждения)?
Почему мне это было нужно знать? Да потому с первых дней работы стало понятно следующее: чтобы ребёнок заиграл, нужно многое давать «с рук», «натаскивать» как говорится. Это не очень-то ученикам нравится, они, в большинстве своём, «бунтуют», так как такая форма работы сопряжена с определённой зависимостью от учителя и несамостоятельностью. Педагогу приходится «воевать» с личностью ученика, навязывать свое представление о музыке. Я не могла этого делать без согласия на то родителей.
В ходе общения выяснилось, что под «общим развитием ребёнка» родители подразумевают как раз-таки музыкальную грамотность, то есть умение читать ноты, а не «профессиональную игру с рук педагога». Они приводят детей в школу не для того, чтобы «время там провести», а конкретно для получения навыка ЧСЛ. Да и дети идут к нам за этим же!
Что мы получаем, если руководствуемся программой музыкальной школы? Отвлекаясь на частности: тембр инструмента, динамику, штрихи, подбор по слуху и другое, мы упускаем основной, необходимый для успешного обучения музыке навык чтения нот с листа (быстрое соединение триады «нота-клавиша-длительность»). Тем самым уводим ученика далеко-далеко от того, зачем он, собственно говоря, пришёл в музыкальную школу, от основ музыкального языка! Мы, по сути, обманываем новичка, да ведь и самих себя тоже, рассчитывая, что навык чтения нот, каким-то чудесным образом сложится сам по себе, пока мы, педагоги, будем вдохновенно музицировать и рассказывать о музыке. Прикоснуться же к священному инструменту мы дадим только в том случае, если сами будем держать руки начинающего «правильно».
Дети, если они «обманулись» и не ушли в 1-2 классах, вырастают, а подростки уже вполне отдают себе отчёт в том, что теряют здесь время зря. И тогда они уходят из музыкальной школы в 4-5 классах, разочарованные, так и не получив того, за чем приходили к музыкантам профессионалам!
Обучая языку в общеобразовательной школе, нас, прежде всего, учат читать, ведь чтение – это основа, база для дальнейшего обучения в школе! Как только чтение становится более-менее беглым, учат читать выразительно, вдумчиво, иногда задают учить стихи наизусть. Начинают учить с алфавита, с соединения букв и звуков. Если представить этот процесс (соединение буквы со звуком) как математическую задачу, то в ней будет лишь одна неизвестная – это буква, символ. Звуком, гортанью мы уже умеем управлять, ведь голос – наш природный инструмент, которым каждый человек учится владеть с момента рождения. Картинка, стоящая рядом с буквой, помогает очень быстро найти соответствие одного другому.
Когда мы имеем дело с музыкальным алфавитом, то сталкиваемся с задачей гораздо сложнее. Мы предлагаем начинающему задачу с двумя неизвестными: это звук (клавиши) и символы (ноты). Если 33 буквы русского алфавита отличаются зрительно друг от друга, то в музыкальном алфавите все ноты круглые и только положение на нотном стане (на или между определёнными линейками) рознит их. А линеек и пространств 29 (4 октавы)!
Картинка, помещённая на клавишу и ноту, озвученная голосом, частично решает эту задачу, но не до конца, ведь особенность музыкального языка состоит в повторности семи нот, цикличности, периодичности (как в математике, в физике звуковая волна).
Открытие Хэлен Хайнер, вертикального нотного стана, в котором все линейки и пространства зрительно взаимосвязаны, где клавиши являются продолжением Нотного стана, где ноты и звуки – соединяются в неделимое целое – нотозвук - приводит в стройную, логичную систему этот звуко-символьный хаос. От этого хаоса, от непонимания этой массы абстрактной информации, от невозможности зрительно связать ноту и клавишу бегут большинство учеников 1-2 классов музыкальных школ. И это ещё не касаясь длительностей нот!
В программе Софт Моцарт начинающий с 1-го урока получает то, за чем пришёл: взаимодействие своими пальцами обеих рук с нерасщеплённым нотозвуком (клавиша+нота+длительность). И это общение с музыкой один на один в реальном времени преображает без исключения всех учеников! Я вижу желание играть в их глазах, мотивация к обучению крепнет от урока к уроку! Половину урока в моём классе ученик работает с программой – половину мы работаем над звуком в выученных наизусть произведениях. И я, педагог, уже не мучитель, не враг, не давящий диктатор, а друг, который открывает мир эмоций через работу над звуком. Всю рутину (регистрацию ошибок) делает за меня компьютер, а я, наконец, занимаюсь тем, чем должна – музыкой! И не важно, будут они занимать места на конкурсах или нет, процесс сотворчества с на уроке – вот ради чего я пришла в свою профессию, а вовсе не для реализации собственных амбиций!
Но так было в моём классе не всегда… Прежде чем найти Софт Моцарт, мною было апробировано много традиционных подходов, расщепляющих нотозвук. Что такое расщепление нотозвука? Это изучение всех элементов – клавиша, нота, ритм – отдельно друг от друга. Спустя некоторое время, я добралась до самого хитрого способа обучения игре на фортепиано без нот: игра за счёт закрепления определённого пальца к определённой клавише. Аппликатура – это, на самом деле, эксплуатация мышечной памяти, никак не относящаяся к нотации. Когда я поняла, что ученики делают вид, что читают ноты, а в это время смотрят на номера пальцев под нотами… Вдруг осознала всю абсурдность, всю плачевность своего положения!
Вот ещё один подход, расщепляющий нотозвук - использование цвета для связи ноты и клавиши. Я знала, что это тупик, «путь в никуда», но от безысходности попробовала и его. После всех «мытарств», не получив удовлетворительного результата (1-2 из 10 начинающих читали нотный текст через год обучения), мне стало очень страшно… не за себя. За собственных детей, которых, конечно же, хотела отдать учиться в музыкальную школу.
Теперь, когда мои дети с Софт Моцарт – я за них не волнуюсь. Дочь ходит во 2-ой класс хорового отделения музыкальной школы. Педагог довольна ею, сказала «ручка мне её нравится», читает с листа она хорошо! На уроке с ней работают над звуком, над фразировкой в 2-х 3-х пьесах за полгода, а дома ежедневно мы играем 10 - 15 пьес самых разных жанров, которые выбирает она сама по программе Софт Моцарт. Я включаю компьютер, сажусь на диван и записываю результаты, радуюсь прогрессу, молчу про неудачи. Дочка злится на компьютер, не согласна с цифрами, просит сыграть ещё раз – я великодушно разрешаю. Мы играем ансамблем в 2 руки, в 4, я смотрю в глаза дочки и вижу, что она спасена! В последний раз в журнале результатов нашла такую запись: «Мне нравится играть на фортепиано» - и это те слова, которые я всегда мечтала услышать от неё!
Ещё мне хотелось бы сказать о прошедшей педагогической конференции в г.Пермь, которая проходила 1-2 ноября в ДШИ №13. Свой доклад я читала на основе последних материалов выступления Елены Владимировны в Оксфорде. Учителя слушали очень внимательно, выходили на диалог, потому что проблема ЧСЛ, вопросы о мотивации к обучению, отсева в музыкальных школах давно наболела у всех. После доклада был такой облегчённый возглас в зале: «Наконец-то! Нашлось логическое объяснение». Из-за отсутствия методики, работающей со всеми детьми, педагоги чувствуют себя кровопийцами, монстрами, они вынуждены такими становится. Именно школьные педагоги видят эту пропасть впереди, этот тупик в обучении музыке детей, рождённых в эпоху компьютеров и телефонов. Старые способы с ними не работают, дети 21 века не могут ждать годами результатов своего труда. Общаясь с коллегами, часто слышу, что деление программ в школе на Общеразвивающее и Предпрофессиональное направление абсолютно надуманное и фиктивное.
Нужно, как в общеобразовательных школах, 4 класса давать базовые навыки, учить всех детей читать ноты, а не терроризировать Академическими зачётами и экзаменами с самого начала обучения. На мой взгляд, вот эти 4 года, освоение музыкальной грамоты с помощью электронных клавиш и программы Софт Моцарт – это и есть то базовое музыкальное образование, которое вправе получить каждый ребёнок, пришедший учиться музыке.
Педагоги готовы меняться, готовы учиться и воспринимать новое, потому что необходимость перемен и пересмотра в существующей системе музыкального образования уже давно назрела. Система Софт Моцарт должна стать основой музыкальной школы нового поколения.
Please Log in or Create an account to join the conversation.
Please Log in or Create an account to join the conversation.

Всё точно подмечено и сформулировано!
Please Log in or Create an account to join the conversation.
У Елены дар писать. У нее получается передать и логику, и эмоции.
Back to the Mozart
Please Log in or Create an account to join the conversation.
- Forum
- English Forum
- Learning experience/Опыт обучения
- Teachers Training Experience/Опыт Педагогов
- Чайковский Обучение СМ