Our Promotion

Save, Сэкономьте, Ahorrar
Soft Mozart Academic Concert Extended Through June 30 (16 Jun 2025)

Thanks to many requests from participants, the concert is extended through June 30!

Блог Елены Хайнер

13 число... Что главное в обучении фортепиано?

More
13 Oct 2011 18:06 #149 by hellene
У нас в Техасе как всегда солнечно и спокойно. В этом году у меня очень интересный набор учеников. Есть уже "ветераны" - те, кто занимается не первый год. Есть новички... И знаете, что удивительно? Некоторые новички порой играют произведения, которые некоторым ветеранам не под силу!

Это - один из самых интересных и странных феноменов в обучении музыке и особенно фортепиано! Мы ведь привыкли, что сначала ученик изучает арифметику, потом математику, ну а потом (если дело до этого дойдет) высшую математику.

А тут не успел один учащийся начать уроки фортепиано - и уже играет Шостаковича, а другой учится не первый год и все сидит на легком материале. Конечно, в русской фортепианной школе есть программа и там все по классам расписано. Но все же... Даже в пределах этой программы разброс между очень сложными и достаточно простыми произведениями достаточно большой.

Отсюда у многих существует некоторая зацикленность на том, что человек должен или не должен играть и когда. Я часто слышу такие вопросы от русскоговорящих мамочек и иногда от англоговорящих ( в Америке все же свобода, даже некоторая анархия в музыкальном образовании ).

Что я думаю по этому поводу? Я считаю, что самым главным фактором в обучении музыке и фортепиано является личная заинтересованность ученика и радость от обучения и его результатов

Видите ли, я не знаю, где, когда и как любому человеку понадобится знание алгоритмов или теоремы по геометрии, но точно знаю, что музыка будет сопутствовать его всю жизнь. Умение играть на музыкальном инструменте - это навык, который будет важен для человека ВСЕГДА.

И вот в связи с этим возникает вопрос: кому это надо, чтобы ребенок, заливаясь слезами, заучивал произведения по программе или программы на уровень-два выше по воле амбициозного преподавателя? Родителям? Учителю? Или самому ребенку?

Вспоминаю ученицу - умницу Лесю, которая побеждала все конкурсы и была гордостью музыкальной школы, в которой я работала. Прошли годы и я узнала, что Леся не стала профессионалом, а выбрала другую карьеру. "Я ненавижу фортепиано!" - так Леся объясняет сейчас свой выбор.

Люди рождаются и развиваются с разными координационными способностями. Для некоторых стоять на одной ноге на натянутой веревке - развлечение, для других - невозможный навык.

Уроки фортепиано столетиями напоминали ... цирк, когда люди с плохой координацией, слабыми неповоротливыми руками отсеивались или вынуждены были тренироваться часами. Это неправильно!

Музыка - это часть нашей жизни и задача учителей и родителей привить детям любовь к музыцированию. Причем музыцированию не для показа трюков восхищенным слушателям, а для себя, для развития собственной души и мозга. Поэтому не ребенок должен быть для пьесы, а пьеса для него. Лучше уж "недожать", спустить на тормоза что-то, чем пережать и навсегда отдалить ребенка от музыки.

По-моему, так!
А что вы думаете, дорогие читатели?

Back to the Mozart
The following user(s) said Thank You: алла

Please Log in or Create an account to join the conversation.

More
13 Oct 2011 21:20 #150 by Ines
Совершенно согласна с вами в целом.

Но, к сожалению, в школе все равно приходится "прижимать" детей, мы вынуждены стремиться идти в ногу с программой. Хотя в Польше сейчас все чаще нам напоминают, что детская музыкальная школа должна прежде всего пробудить и развить у ребенка интерес к музыке и музицированию :woohoo: , а не выдрессировать из него робота-конкурсанта.

hellene wrote: Уроки фортепиано столетиями напоминали ... цирк, когда люди с плохой координацией, слабыми неповоротливыми руками отсеивались или вынуждены были тренироваться часами. Это неправильно!

Если говорить просто о занятиях музыкой, то - да, неправильно. Но если говорить об учебе в муз.школе, то все-таки здесь есть программа, с которой нужно справляться за определенный отрезок времени и на определенном уровне. Если кто-то с этим не справляется, то школа будет для него только ненужным стрессом. В этом случае ИМХО лучший выход какой-то кружок, частные уроки или что-то другое, где можно будет изучать произведения в своем собственном ритме, а не - каждые несколько месяцев новая программа из нескольких произведений и в конце еще прослушивание или экзамен.

Относительно того, что некоторые долгие годы играют легкие произведения, а новички вскоре играют сложные. Все-таки способности у всех разные, степень заинтересованности тоже. Главное, чтобы ученики полюбили музыку и занятия в конечном итоге приносили радость. Я, по-возможности стараюсь задавать кроме необходимых произведений еще минимум два разные по сложности, одно - трудное, на вырост и одно полегче, чтобы не мучался, а радовался, что без особых усилий у него все получается. Всегда даю ребенку возможность выбора из нескольких произведений, играю все и прошу выбрать то, которое хотел бы изучать.

У нас вот уже третий год "при" муз.школе действует муз.общество/товарищество (не знаю точно, как по-русски будет). Так вот здесь нет ни экзаменов, ни обязательной программы, можно прийти в любом возрасте, записаться и выписаться когда захочется. Иногда начинают заниматься родители, которые хотят помочь своим детям - ученикам муз.школы. Самое удивительное, что кроме новых "слушателей" приходят "старички", то есть выпускники. У меня, к примеру, появились мои выпускницы, закончившие школу пару лет назад. Не хватало им музыки и вот ходят теперь снова на занятия, что очень радует. Теперь мы играем все, что только нам нравится - ведь программа уже не висит над нами, как дамоклов меч.
The following user(s) said Thank You: алла

Please Log in or Create an account to join the conversation.

  • a Guest
  • New Member
  • New Member
More
22 Apr 2012 15:04 #3126 by a Guest
Трудно сказать что главное, ведь решение в основном принимают родители. Я понимаю, что не смогу всех учеников научить играть быстро и красиво, нужны регулярные домашние занятия, которых нет у большинства моих Моцартиков. Многое зависит от родителей, какую цель они ставят, приводя на занятия своё чадо. Мне нравится, что я веду ученика по его возможностям, способностям и часто помогаю преодолеть разные психологические проблемы. Более подробно можно прочитать здесь: virartech.ru/articles/10-questions-4.php

Please Log in or Create an account to join the conversation.

  • a Guest
  • New Member
  • New Member
More
06 Jan 2013 03:45 #7619 by a Guest
Ровно год назад я отказала ученику в занятиях по программе Софт Моцарт.
Он был первым учеником по этой программе, прозанимались мы с ним 4 года. За это время он выучил "В пещере горного короля", постоянно ошибался в последней фразе и любил разбирать Гарри Поттера, играл начало"Мани ,мани.. "
и больше ничего..
На уроках мы читали с листа( раздел Сольфеджио), играли упражнения и Собачий вальс(ансамбль) в обработке Л. Жульевой.

Дала ему два месяца испытательного срока и две совсем не трудные пьески Бастьена. Он ничего не выучил.
Объяснила, что кроме денег, которые мне платят родители я хочу слышать результат своей работы с ним, если результата нет, смысла в наших занятиях нет, поэтому больше мы заниматься не будем. Мальчику было 9 лет, расставаясь мы с ним обнялись, поплакали, но изменить своего решения я не могла.

Please Log in or Create an account to join the conversation.

  • a Guest
  • New Member
  • New Member
More
06 Jan 2013 04:12 #7620 by a Guest
Успокаивала себя тем, что занимясь с ним, я не вызвала у него негатива к музыке. Но понимала, это моя проблема, не могу увлечь или настроить ученика на занятия дома.
Прошёл ровно год, позвонила мама и сказала, что дети увлеклись музыкой, спросила, можно ли возобновить занятия?
Я не писала про сестрёнку, она иногда ходила на занятия, но в основном это происходило, когда её не с кем было оставить дома.
За неполные два месяца Глеб выучил 5 пьес, играет их без ошибок, ярко и эмоционально, дома занимается сам. Дочка тоже стала играть с удовольствием и вспомнила всё, как буд -то не было перерыва в занятиях.
Но лучшим учеником в этой семье был папа, за 3 года он освоил почти всю программу Софт Моцарт.

Please Log in or Create an account to join the conversation.

Time to create page: 0.332 seconds