Olga Egorova wrote: Елена, здравствуйте!
Хочу узнать, возможны ли занятия по импровизации и сочинению в программе софт Моцарт? Имею ввиду, конечно, не профессиональную импровизацию, которой даже не владеют многие педагоги-пианисты, а импровизацию атональную (по картинкам, образам, стихам, отрывкам из лит. произведений)?
Если возможно, то как заниматься, по какому-то плану или по личному усмотрению?
Ольга Михайловна, конечно!
Ростки импровизации заложены в программе с самого начала.
1. Игра Тоники - Субдоминанты и Доминанты. В Introductory Songs дети играют три аккорда. Они их быстро осваивают.
- вы можете на уроках предложить поиграть только эти аккорды, а сами сочиняете мелодию к ним. Потом поменяться и теперь вы играете им T S D , а они сочиняют мелодию.
Когда-то давно, когда я преподавала в Украине, я вообще играла TCD не как в пьесах, а "соловьем разливаясь" - и арпеджио, и аккордами. Задача для ребенка была "вставить" мелодию. Причем онивыучили одно правило: если звук "не вписывается" в аккорд, надо плавно переходить на след клавишу вверх или вниз, пока не впишется.
- Сочинение простых попевок, Если начинающий не очень расположен пока сочинять мелодии, существует такой вид работы: нужно предложить ученику придумывать по очереди попевки. Вы ему играете попевку до 5-7 нот - он должен повторить. Потом поменяться местами: он сочиняет - вы повторяете. Это очень раскрепощает детей!
Иногда происходит, что ребенок придумывает очень замысловатую попевку. Тогда надо просить повторить ее! Ребенок приучается не просто играть "от балды", но и следить за тем, чтобы мелодия в голове откладывалась.
Сначала играете на белых клавишах - потом привлекаете черные. Можно в неоторых местах играть интервалы. Дети любят когда вы так делаете.
- Транспозиция. Обязательно проходить курс траспозиции с нашими сказками. На этой странице вы найдете 2 курса для начинающих: I-II и I-II-III
pianolearningsoftware.com/pages/interact...o-for-early-learners
Очень важно играть аккорды с нашим курсом Solfeggio and Chords. Много примеров, как это делать находится здесь:
www.softmozart.com/forum/48-summer-curriculum.html
В наших поурочных планах тоже включены занятия по игре пьес в ключах до 3-х знаков
- Транспозиция пьес. Игра простейших пьес в разных тональностях помогает детям освоить разные возможные сочетания мелодий и гармоний от разных клавиш. Так создается база для сочинения и импровизации.
По своему опыту могу сказать, что если ребенок вдоволь наиграется в TSD в разных тональрностях, поймет как все устроено, он с удовольствием начинает сочинять музыку. Мы когда-то с моими учениками сочиняли целую оперу "Колобок"! Причем дети выходили за рамки диатоники, использовали альтерации, модуляции, неожиданные звукосочетания.
Важно помнить только одно: надо дать базу в первую очередь. База - три аккорда и умение слышать и сочинять небольшие попевки. Без этого дети будут изобретать кашу, расползающуюся по тарелке и не не иметь ни малейшего контроля над собственными "сочинениями".