fbpx


Our Promotion

Save, Сэкономьте, Ahorrar
×
The 'Butterfly Ball' is Officially Over. What Next?/ "Бал Бабочек" закончен. Что дальше?/La Gala de Mariposas ha terminado oficialmente. ¿Qué sigue? (12 Feb 2024)

Unlock Your 'Butterfly Ball' Benefits: Certificates and Discounts Awaiting!
Откройте для себя преимущества «Бала Бабочек»: начинаем производить сертификаты и назначать скидки!
¡Desbloquea tus beneficios de la Gala de Mariposas: Certificados y descuentos te esperan!

× Teachers Training Experience

Тем, кто ещё боится постучаться в эту дверь...

More
22 Feb 2021 11:18 - 23 Feb 2021 02:14 #39566 by Губочкина Елена
25. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В КРОВИ – 2. ДОСОФТМОЦАРТОВСКИЙ ПЕРИОД: «ПОТОМУ ЧТО МУЗЫКА… ОНА ЖЕ НЕ ДЛЯ ВСЕХ!»

ИСПОЛНИТЕЛЬ И/ИЛИ ПЕДАГОГ?

Самое главное направление обучения в музыкальной школе и в музыкальных училищах, традиционно сложившееся, как ни крути, с какой стороны не заходи – исполнительство. Ничего, что именно эта сторона вопроса на практике для людей, которые пришли заниматься музыкой, для родителей, которые привели своих детей в музыкальную школу, стоит на 2-м или даже 3-м месте.

Педагоги в средних специальных и высших учреждениях свято верят в то, что студентам нужно развивать по максимуму именно свои исполнительские, артистические навыки, нежели педагогические. В этом есть некий дисбаланс, однозначно. «Педагог» в студента, должен прийти потом сам как-бы в процессе, с опытом работы, по умолчанию. (Примерно так же дела обстоят с развитием навыка чтения нот у школьников, «как-нибудь, когда-нибудь сложится само по себе»).

Студент и так каждый день находится в роли ученика, когда он будет работать, он просто манеру преподавания педагогов, которые его учили, перенесет в свой класс, на своих учеников, чему тут особенно специально учить? Но всё-таки учить музыке детей и студентов не одно и то же, согласитесья?

«Как готовить детей к выступлению, если не выступаешь сама?» - такой вроде бы риторический вопрос, не требующий ответа. И в этом вопросе есть некоторое пренебрежение к педагогам, которые «не держат своей исполнительской формы». Интересно, что в хореографии, в спорте к этому моменту относятся как-то спокойнее, если педагог/тренер не выходит выступать сам, ничего страшного.

В музыке же артистом нужно оставаться всегда, тебе за это бонусы и уважение, хотя многие и многие известные музыканты писали о несовместимости педагогической и исполнительской деятельности. Да мы все прекрасно знаем, что хороший исполнитель далеко не всегда = хороший педагог, тем более для детей.


Это парадоксально, но в нашей профессии часто бывает как раз наоборот: тот, кто отлично играет на сцене, артист с большой буквы, не всегда может научить и передать, привить любовь к музыке обычному среднестатистическому ученику. Почему? Потому что артист зациклен на музыке до фанатизма, а потом на себе и на своем таланте. Он фокусируется не на процессе, а на результате.

Артист приучен, заточен на сцену, воспитан как боец, «натаскан» быть требовательным к себе, а это значит, что ему очень трудно смириться с какими-то несовершенствами своих учеников, сложно понять их трудности. Такой педагог не терпит погрешностей в игре, ждет от ученика таких же жертв во имя искусства, которые когда-то принёс сам. Конечно же, при таком раскладе, учитель будет всегда придирчив, недоволен, неудовлетворен, разочарован. И это всё является сопутствующим результатом, «побочкой» в обучении будущих педагогов детских музыкальных школ.

Елена Владимировна (Хайнер), Вы спрашиваете в своей книге всех музыкантов-педагогов: чувствовали ли вы когда-нибудь пренебрежение к профессии, которую получали, брезгливое отношение к педагогике начального периода от своих же учителей в училище?

- Да! Чувствовала!

- Но почему же? Ведь наша основная профессия и наш хлеб, особенно сейчас, в век технического прогресса – педагог, а не исполнитель! Так или иначе, закончили Вы училище или консерваторию, основная наша деятельность будет – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ.

- Прямо или косвенно это сквозило во многих высказываниях о том, что став обычным педагогом в школе, «вы перестанете развиваться и «расти», как исполнитель», что до конца дней вы будете обречены слушать неритмичную или наоборот слишком столбообразно-ритмичную с нарочитыми акцентами скучную игру учеников, ничего не имеющую общего с настоящей музыкой.

Что преподавать нотную грамоту начинающим, малышам – это самое меньшее, на что можно согласиться в жизни, что это какое-то ярмо и бесконечная, сводящая с ума каторга: учить играть целый урок от ноты к ноте. И эта НЕ МУЗЫКА будет длиться годами, годами вы будете тащить за собой тех, кто не видит за нотами настоящей МУЗЫКИ, не слышит её и не понимает.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Теория, пройденная по предметам «Психология» и «Педагогика» прошла как-то мимо меня, по касательной, хотя там всё было сдано на «5». Ян Амос Коменский (основоположник дидактики, автор принципов обучения и научной педагогики) не помню, упоминался ли вообще? Если да, то только вскользь. А это ведь основа основ для педагога! Мне запомнилось лишь то, что авторитарный тип общения с учеником на уроке, не только не запрещается, но и приветствуется, потому что именно такие педагоги добиваются от учеников высоких результатов.

Обращалось внимание на то, что «главное в этом деле не передавить, не сломать ученика». Хороша задачка! Где эта грань – никто не знает! Вот в этом месте и проявляется талант педагога, который интуитивно должен найти «индивидуальный подход», «ключик» к каждому, т.е. место, куда «надавить» и почувствовать время, как долго это можно и нужно делать, чтобы результат был максимальным.

Это, если честно, так странно!!! Авторитарный тип общения на ИНДИВИДУАЛЬНОМ уроке, один на один с учеником?!! А принцип гуманности и человечности?
Об этом: те из педагогов, которые выбирают товарищеские отношения с учеником, рискуют лишиться уважения и потерять свой авторитет. Предпочтения явно отдавалось более жесткому подходу.

Особенно меня смущали открытые откровения педагогов консерваторий и школ 10-тилеток при консерваториях с высокими регалиями и заработанным именем. Как на исповеди, на покаянии перед коллегами, рассказывая об одной из своих учениц, профессор сказала следующее: «Я иногда на неё так давлю… я даже сама не понимаю, как она всё это терпит и не опускает руки. Мне самой бывает страшно от того, чтО я ей говорю! Но условия, требования к обучению очень жёсткие, поэтому иначе не получается».

А в глазах боль, вина и понимание того, что это всё преступление, истязание, подавление личности. Вопрос, на который я ещё долго не могла найти ответ: «Неужели же нельзя так, чтобы не давить и не гнобить? Неужели только «прогоняя через стресс» ученика можно заставить работать и выдавать максимальный результат?». Почему эти страшные механизмы в обучении можно сказать легально работают и разрешены на всех уровнях: от обычных детей, студентов, до способных и даже талантливых!



А кому он нужен этот максимальный результат? Самой высшей наградой для учителя является любовь ученика к музыке и желания играть - это я точно знаю уже сейчас.

МУЗЫКА НЕ ДЛЯ ВСЕХ

С особенным придыханием на педагогике говорилось всегда о способных учениках, что «если вдруг… к Вам в руки…в класс… однажды попадет талантливый ученик…!!!» (как о золотой рыбке, о счастливом билете, чесссно слово!!). Приводились примеры из детства и юности легендарных «звёзд» из студенческой среды, цитаты из воспоминаний их педагогов. Потому что с этой звездой ученика рядом на небосклоне всегда появляется, сплывает чуть подальше звезда педагога. Т.е. смотрите, опять всё вокруг педагога, его результата, его гордыни, ученик, ребенок – средство для реализации амбиций взрослого.


И такими вот пазлами-фразами в голове сложилось ощущение некой «эксклюзивности» музыкальной педагогики, её исключительности и обособленности от всех других видов деятельности. Понимание того, что общие законы и правила здесь не работают и не могут никак быть применимы, потому что людям от природы «не всем дано», а значит, сакральные знания не каждому доступны, только элитным и избранным открываются божественные тайны и выход на другие уровни. Этот пунктик нужно всегда держать у себя в голове и спокойно принимать отсев в своем классе, где-то даже может способствовать ему, чтобы никто не мучился зря. И, конечно, спокойно снять с себя всякую ответственность за результат, ну потому что музыка… она же не для всех!

Продолжение следует…
Attachments:
Last edit: 23 Feb 2021 02:14 by hellene.
The following user(s) said Thank You: Аким

Please Log in or Create an account to join the conversation.

Time to create page: 0.074 seconds